ПОИСК:
FAQ | RSS | РЕКЛАМА
English German Russian

Японии выгодно унижение Toshiba

Автор:admin › Просмотров: 700 › Опубликовано: 29-07-2015, 12:37 ›
Японии выгодно унижение Toshiba


Хисао Танака, генеральный директор корпорации Toshiba (TYO: 6502), во вторник ушел в отставку в результате скандала на 1,2 млрд долларов. Он и семь других руководителей взяли на себя ответственность за фальсификации, продолжавшиеся с 2008 года. Таро Асо, министр финансов Японии, предупредил, что «результатом может стать потеря доверия рынка».

Асо прав, считая, что такой масштабный подлог в одном из ведущих промышленных конгломератов Японии, на бумаге возглавлявшем реформу корпоративного управления, это очень серьезно. Учитывая, что в 2011 году вскрылось мошенничество в Olympus (TYO: 7733), где глава компании Майкл Вудфорд также завысил доходы компании на 1,7 млрд долларов, можно сделать вывод, что японские корпорации склонны фальсифицировать отчетность. Но иностранным инвесторам не стоит на этом прощаться с Японией.

Скорее наоборот. Эти события — источник возможностей. Можно играть на понижение акций компаний, которые станут жертвами следующих скандалов, или покупать бумаги тех из них, которым придется измениться, — или зарабатывать обоими способами. Япония — несовершенный рынок, и медленная, но неумолимая реформа корпоративного управления открывает возможности для инвестора.

Несмотря на скандалы последних двух десятилетий, в которых оказались замешаны Yamaichi Securities, Kanebo, Nikko Cordial, Livedoor и другие компании, Япония не уникальна. Можно вспомнить США в начале 2000-х годов с крахом Enron и WorldCom; во многих странах компании недооценивают потери, искажают цены контрактов и завышают доходы.

Менеджеры американских и европейских компаний очень сочувствуют менеджменту Toshiba, тому давлению, под которым они находились, когда начальство требовало от них показывать высокую прибыль на пустом месте. И они подделывали отчетность, помогая боссам скрывать ущерб, нанесенный финансовым кризисом 2008-го и землетрясением в 2011 году.

Но специфика Японии в том, что потери скрывались не при одном главе компании, а при трех. Никакого эффекта «новой метлы» не наблюдалось, никто не закрывал неэффективные подразделения и не критиковал ошибки предшественников.

Первое, что должен был сделать Норио Сасаки при вступлении в должность главы Toshiba в 2009 году — это уволить своего предшественника, Ацутоси Нисиду, при котором начались приписки. Они были соперниками, не любили друг друга и даже публично поссорились на пресс-конференции в 2013 году, когда Сасаки покидал должность и переходил на пост вице-председателя совета директоров.

Но даже имея мотив, возможность и удобную ситуацию для разоблачения обмана, Сасаки предпочел принять в нем участие. Одной из проблем было то, что Нисида стал председателем совета директоров, то есть в каком-то роде вышестоящей инстанцией для Сасаки — в Японии прежний начальник никогда не уходит насовсем. И до этой недели Нисида числился в Toshiba советником, а Сасаки — главой компании.

Японские компании ценят лояльность. Саймон Вонг, приглашенный научный сотрудник Лондонской школы экономики, объясняет:

«Отношения между начальниками и подчиненными длятся всю жизнь. Часто люди проносят через всю карьеру верность к человеку, который вводил их в курс дел, когда они впервые попали в компанию».

В результате многие из реформ корпоративного управления, поощряемых правительством Синдзо Абэ, носят в большей степени теоретический, нежели практический характер. В их рамках советы директоров из внутренних структур должны превратиться во внешние органы, а директора — начать играть важную роль в принятии стратегических решений, назначении менеджмента и финансовом надзоре.

Toshiba — яркий пример. Это «голубая фишка», компания, заметно превосходящая размером Olympus. Корпорация считалась пионером реформ: еще в 2001 году в совет были введены независимые директора, в нем сформировали комитеты, создали ревизионную комиссию в 2003 году — ее оказалось поразительно легко обманывать. Но двумя из четверых независимых директоров стали бывшие дипломаты без финансового опыта, так что на практике изменилось немногое.
Корпоративная реформа Японии

С помощью реформ правительство надеется привлечь инвестиции и стимулировать рост. Но корпоративный кодекс, вступивший в силу в июне, очень неуверенно расширяет полномочия советов директоров. Это, в том числе, плоды сомнений традиционалистов, например организации «Кэйданрэн».

Кодекс включает заверение, что в нем «не делается чрезмерный акцент на избегание или ограничение риска и предотвращение корпоративных скандалов», и требует лишь назначения «не менее двух» независимых директоров. Понятно, что нужны более решительные меры, чтобы избежать повторения подобных событий.

Направление движения, однако, ясно. В Olympus и Toshiba руководители ценили внутреннюю лояльность выше своих обязательств перед акционерами. Они лгали и были выведены на чистую воду более ответственными сотрудниками при поддержке правительства и регулирующих органов.

Рынок, на котором проступки скрываются в течение длительного времени при поддержке руководства компаний, полон подводных камней и скрытых возможностей. Olympus стоит в два раза больше, чем перед скандалом 2011 года, и в 10 раз больше, чем в самой низкой точке. Чистка высшего менеджмента Toshiba предлагает аналогичный потенциал развития.

Инвестиции в японские акции требуют смелости, но сейчас не время отступать. В эти дни Танака не просто выказал раскаяние за содеянное. Он склонился перед неизбежным


ОПРОС ↓
Вы нами довольны ?
Доволен
Недоволен
Не обращался

Интересное ↓
Предложения ↓